Информация о проекте (программе)

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными или федеральными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 

 

Заявка на присвоение статуса Федеральной Инновационной Площадки

 

 

  1. Наименование проекта (программы) организации-соискателя.

«Дефектолог-ресурс» - площадка непрерывного образования специалистов  нейродефектологической помощи, нейрореабилитации.

 

  1. Период реализации проекта (программы): 2022-2024гг.

 

  1. 3.         Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект [1].

Разработка, апробация и (или) внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий

  1. 4.         Цели проекта

Организация и реализация эффективной масштабируемой модели опережающего непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, нейрореабилитации, предполагающего:

- обеспечение методической и образовательной поддержки профессиональной деятельности специалистов-дефектологов в системе здравоохранения и социальной защиты населения,  в  области восстановительного обучения и нейрореабилитации.

- подготовка специалистов дефектологов, логопедов с возможностью работы в медицинских учреждениях, занимающихся реабилитацией.

-развитие принципов межведомственного взаимодействия, комплексного (мультидисциплинарного) характера оказываемой помощи, преемственности и согласованности во взаимодействии специалистов, участвующих в оказании специальной помощи лицам с ОВЗ на разных возрастных этапах.

- обеспечение вариативности, разнообразия форм и содержания непрерывного образования, развитие научных, авторских практических школ специалистов сферы нейродефектологической помощи

- использование цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов для развития  широкой географии распространения передового инновационного опыта, современных технологий коррекционного, инклюзивного образования

 -развитие института наставничества в непрерывном образовании специалистов нейродефектологической помощи.

 - аккумуляция коммуникационных ресурсов, живого социального, профессионального опыта, подверженного изменчивости в зависимости от реальных запросов участников, субъектов образовательного процесса.

 - объединение заинтересованных субъектов, участников, профессионалов, готовых поделиться ресурсами, сотрудничество, поиск новых направлений развития коррекционного и инклюзивного образования.

- условия для трансфера инновационных идей и разработок в сфере образования, мобильность,

  1. 5.         Задачи проекта.
  2. Трансформирование подходов к организации и реализации опережающего непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, создание пространства соединения традиций русской коррекционной, реабилитационной школы и инноваций, объединяющего  участников на региональном, федеральном уровне.
  3. Апробация инновационных направлений в практико-ориентированном непрерывном образовании специалистов сферы дефектологии и реабилитации  в организациях с разной степенью готовности к инновациям
  4.  Распространение лучших практик непрерывного образования для развития системы образования в целом. Объединение на платформе «Дефектолог Ресурс» экспертов-практиков регионов РФ – в целях междисциплинарного взаимодействия в сфере дополнительного профессионального образования специалистов нейродефектологической помощи для лиц с ОВЗ.
  5. Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей).
  6. Развитие  междисциплинарной площадки непрерывного образования специалистов в сфере нейрореабилитации и абилитации лиц с ОВЗ, комплексной реабилитация и абилитация инвалидов, в условиях возникновения новой короновирусной инфекции и чрезвычайных ситуаций.

 

  1. 6.         Предмет предлагаемого проекта.

-Инновационные технологии, методики и содержание, технологии реализации  непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, нейрореабилитации (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере:

- Комплексного, мультидисциплинарного подхода к подготовке специалиста нейродефектологической помощи, работающего в составе комплексной медицинской реабилитации/абилитации пациентов различного пола и возраста.

-Комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях возникновения новой короновирусной инфекции и чрезвычайных ситуаций;

-Национального проекта «Демография»: реабилитации старшего поколения; специализированная помощь лицам разного возраста, начиная от рождения и заканчивая пожилым возрастом.

-Адаптивной физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ОВЗ;

-Сопровождаемого проживания, ранней помощи, в рамках работы по выполнению поручений Президента Российской Федерации, связанных с повышением эффективности системы социальной защиты населения;

-Инновационных нейрореабилитационных технологий;

-Технологий сопровождения: ассистивные средства и технологии реабилитации.

- Психолого-коррекционного сопровождения детей с ОВЗ

  1. 7.         Обоснование значимости проекта для развития системы образования:

– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта);

«Дефектолог-ресурс» - Междисциплинарная площадка непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи предполагает в основе:

 -мультидисциплинарность, актуальный клинико-ориентированный подход специалиста к работе,

-изучение и трансляцию современных коррекционных и инклюзивных практик от ведущих специалистов технологий  организации ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации; технологий  организации сопровождаемого проживания, практических аспектов применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в системах ранней помощи и сопровождаемого проживания, имплементации Международной классификации медико-социальных вмешательств в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

-организацию и реализацию непрерывного образования в сфере Нейродефектологии (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика) как синтетической специальности, находящейся на стыке смежных дисциплин: неврологии, нейрофизиологии, педагогики, психологии, нейролингвистики, психиатрии и других. Специфика деятельности нейродефектологов обуславливает необходимость слияния научных педагогических подходов с практическим ориентированием на конкретные запросы медицинской практики.

- адаптацию педагогических технологий к специфике медицинских учреждений: коррекционно-развивающие и (или) коррекционно-восстановительные занятия (процедуры).

- разработку и внедрение практических модульных семинаров от ведущих специалистов-экспертов по тематике всех видов нейродефектологической помощи в организациях здравоохранения и социальной защиты.

- разработку и внедрение индивидуально-ориентированных программ, включающих различные методы и приемы нейродефектологической работы специалиста;

- оказание консультативную помощь родственникам и (или) родителям пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности, нарушения функций и структур организма.

 

– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.);

Необходимость развития системы непрерывного образования специалистов нейрокоррекционной сферы продиктована высокой распространенностью нарушений речи, интеллекта, двигательной и сенсорной сферы у лиц разного возраста с заболеваниями центральной нервной системы.

Реальность, реализуемость проекта «Дефектолог-ресурс» - Площадка непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, основана на междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, специального дефектологического образования, социального обслуживания населения, занятости населения, физической культуры и спорта в решении практических вопросов развития реабилитации и абилитации, психолого-коррекционного сопровождения  инвалидов и детей-инвалидов.

Результаты проекта:

-Формирование инновационного пространства в сфере дополнительного профессионального образования  специалистов нейродефектологической помощи

-Повышения качества дополнительного профессионального образования  нейродефектологов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов) для работы в организациях сферы здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения.

-Поддержка и обеспечение вариативности содержания и организационных форм дополнительных профессиональных программ и программных модулей  для специалистов логопедического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов

Поднятие значимости непрерывного образования  нейродефектолога, участвующего  в процессе  реабилитации и (или) абилитации пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности

-«Дефектолог-ресурс» - площадка непрерывного образования, профессиональной переподготовки специалистов в сфере нейродефектологии, медицинской (клинической) логопедии в том числе и в работе со взрослыми. Поддержка практики междисциплинарного подхода, повышения требований к уровню подготовки специалистов в области нейродефектологической помощи.

-«Дефектолог-ресурс»  - площадка непрерывного, опережающего образования специалистов в сфере тьюторского сопровождения лиц с ОВЗ

-«Дефектолог-ресурс»  - площадка методической и образовательной поддержки  специалистов реабилитационной и абилитационной среды, действующая на основе принципов комплексности и системности.

Реализация непрерывного

– корреляция проекта (программы) с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204            и от 21 июля 2020 г. № 474;

Проект «Реабилитолог/Дефектолог-ресурс» коррелируется с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными:

 Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, в частности с целями в области образования:

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474:

- сохранение населения, здоровье и благополучие людей как национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года

         

иная информация, характеризующая значимость проекта (программы).

Проект профессионального стандарта «Нейродефектолог (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог)», Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" – обосновывают необходимость дополнительного профессионального образования медицинского (клинического) логопеда, нейродефектолога с учетом междисциплинарного, клинико-ориентированного подхода.

Положение о мультидисциплинарной реабилитационной команде, участвующей в процессе реабилитации предусматривает наличие медицинского логопеда – междисциплинарного специалиста, способного участвовать в:

-формирование цели и задач проведения реабилитационных мероприятий;

-оценке факторов риска проведения реабилитационных мероприятий и факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий;

формирование и реализация индивидуального плана медицинской реабилитации (ИПМР);

-оценке эффективности реализованных в рамках ИПМР реабилитационных мероприятий.

 Проект «Дефектолог Ресурс позволяет осуществить профессиональную переподготовку специалистов, работающих в сфере (медицинской) логопедии и реабилитации.

Необходимость повышения качества профессиональной подготовки нейродефектологов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов) для работы в организациях сферы здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения.

 

 



[1] В соответствии с пунктом 5 приказа Минобрнауки России от 22 марта 2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».